Семинар в Азаровском детском доме
«Что стоит за трудным поведением подростка с травматическим опытом и нарушением привязанности?» - такова тема обучающего семинара, прошедшего 5-6 ноября на базе ГКУ КО для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей «Азаровский детский дом им. Попова В.Т.» для специалистов социальной службы. Здесь собрались воспитатели социальные педагоги и психологи, заместители директоров по социальной работе – люди, несущие ответственность за жизнь подростка, и болеющие душой за его будущее. Представители организаций ГБУ КО «Центр содействия семейному воспитанию «Берега» и ГКУ КО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие» встретились на одной площадке. Психолог Центра постинтернатного сопровождения «Расправь крылья!» Наталия Олеговна Курдыш также приняла участие в обучающем семинаре, проходившем в два этапа (два дня).
Жуйкова Екатерина Борисовна - клинический психолог, семейный психотерапевт со стажем работы в Московской психиатрической клинике – провела блестящий мастер-класс по профилактической и коррекционной работе с детьми, имеющими травматический опыт в семье (кровной, приемной). Участникам была представлена прекрасная презентация с теоретическими аспектами: «Нарушения психического развития», «Принципы коррекционно-профилактической работы с подростками с нарушениями в поведении». Главной целью мероприятия являлось обучение специалистов применению принципа экстернализации в развитии ребенка из категории сирот и оставшихся без попечения родителей. Принцип заключается в том, что необходимо разделять личность ребенка и его поведение - «есть личность и есть проблема». Иными словами, «не ребенок плохой, а его поступки плохие». Задача педагога - бороться не с ребенком, а с его проблемой. Например, если взрослый хочет изменить подростка, надо использовать метод сотрудничества: «Давай попробуем вместе справиться с твоим поведением» (агрессивностью, импульсивностью, ленью).
Часто подросток из приемной семьи не может открыто выразить свой протест против родителей, а использует скрытую деструктивную агрессию (портит вещи и т.п.). Актуальным вопросом профилактики трудного подросткового поведения является обучение навыкам саморегуляции. Подросток не умеет контролировать свои эмоции. Задача наставника – научить воспитанника осознавать свое эмоциональное состояние. Приемы могут быть следующими: задать вопросы подростку, чтобы он понял, из-за чего это произошло; прием устной вербализации - сказать, кого и за что он ненавидит; прием письма «Хочешь накричать – напиши 10 слов!»
Ведущая семинара ознакомила гостей с алгоритмом помощи подростку с оппозиционным поведением: 1)создать условия для совладания с эмоциональной реакцией – уметь успокоить, удерживать, переключать, прерывать, ожидать, оставить в покое; 2) научить ребенка рефлексии; 3)установить теплый контакт, найти, хоть за что-то похвалить. Главный метод индивидуального подхода к подростку – хоть за что-то похвалить. «Все люди хотят, чтобы их видели» - так утверждают психотерапевты.
Отдельный день семинара был посвящен тематике «Причинам уходов детей из учреждения». Психолог Екатерина Борисовна показала мастер-класс по проведению консультации с подростком, пережившим психологическую травму (например, смерть близкого человека). Участники анализировали конкретный случай с девочкой, у которой трагически погиб отец. Пришли к выводу, что воспитанники детских домов временами сбегают из учреждения по следующим причинам: нежелание подчинятья контролю и соблюдать режим, потребность в значимой (референтной) группе и общении среди сверстников, а также желание ощутить опыт привязанности, имеющийся в родной семье, но потерянный в связи с потерей кровных родителей. Коллеги из Азаровского детского дома поделились опытом противодействия самовольным уходам подростков. Самое главное – вызвать в воспитаннике чувство эмпатии и ответственности, что его ждут и переживают за него. На вопрос психолога «почему взрослым трудно, когда Вы уходите?» 15ти-летняя Олеся отвечает: «Они переживают. Мы им как родные».
Да, дети возвращаются в учреждение, потому что уверены, что здесь они будут под надежной защитой до момента, пока не найдут своих значимых взрослых и новую семью.
Мероприятие прошло на высоком организационном и научном уровне, было информационно насыщенным и способствовало повышению профессионального мастерства педагогов и психологов социального сопровождения. Участники семинара получили сертификаты об обучении. Огромное спасибо ведущей Жуйковой Екатерине Борисовне за профессиональный подход к столь актуальной для всех наставников проблеме: ««Что стоит за трудным поведением подростка с травматическим опытом и нарушением привязанности?»











